«Цифровые» силовые сети низкого напряжения – перспективы и реалии.

Анонс: «Цифровые» силовые сети низкого напряжения – перспективы и реалии. Текущие актуальные задачи предприятий в условиях реальных перспектив цифровой трансформации электросетей.


«Туманность» перспективы перевода силовых сетей низкого (и не только) напряжения на «цифру» (согласно планов реализации новой Энергетической стратегии России) уже очевидна не только экспертам электроэнергетики, причем главной причиной неудачи(по желанию) можно считать и:

  • Covid, хотя даже несмотря на полный провал анонсированного еще Гайдаровским форумом 14 января завершения пандемии в мае текущего года (во всяком случае в столице), предприятия отрасли научились «выживать», а волны «ковидной» истерии стали не более, чем фоновым лаем собак при движении каравана;
  • агрессивный информационный и, в основном безграмотный маркетинг IT-отрасли, продвигающей искусственные нейронные сети (ИНС), цифровые двойники (digital twin), технологии больших данных (Big Data), дополненную, виртуальную и прочие реальности, интеллектуальные предприятия (Intelligent Enterprise и т.д. и т.п. Причем при активной поддержке блока из Минцифры России («цифровая зрелость»), Ассоциации «Цифровая энергетика», Концерна «Росэнергоатом», и.. исполнительных властей РФ (см. этот материал);
  • Федеральный закон № 247-ФЗ от 31.07.2020, ведь отмену с начала года всех нормативно-правовых актов «Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и распорядительных органов государственной власти РСФСР и СССР», которые «вступили в силу до 1 января 2020 года» стоило бы назвать не «регуляторной гильотиной», а буквально «казнью через повешение» всей экономики страны, а особенно технических отраслей, которые будут мучительно угасать в условиях вакханалии правового вакуума и полной безнаказанности.
Справка:

Следует отметить, что правительство РФ в Постановлении № 2467 от 31.12.2020 пунктами 548-660 обозначило перечень нормативно-правовых актов (НПА) в области энергетики, к которым не применяются положения частей 1, 2, 3 ст. 15 № 247-ФЗ, однако эти НПА регулируют только телекоммуникации информационных систем топливно-энергетического комплекса и, по сути, лоббируют ту же IT-отрасль, но не вносят порядок в сами силовые сети объектов. В свою очередь замминистра энергетики РФ, сделав реверанс № 247-ФЗ утверждением, что «Регуляторная гильотина» будет, конечно же, не смертью, а спасением для электроэнергетики», тут же уточнил – «…это будет возможно при точечном, адресном и аккуратном применении её отдельных элементов с учётом специфики отрасли».


Тем не менее, реальной причиной пробуксовки цифровой трансформации электроэнергетики в сегменте сетей низкого напряжения более правильно признать стагнацию экономики, вызванную тем же Covid, политическими, экономическими, социальными факторами, и defacto сократившую финансовые активы, которые менеджменты предприятий могли бы направить на подготовку к переходу силовых сетей на «цифру». Дополнительным фактором задержки реформы в электроэнергетики стала недостаточная техническая грамотность, но:

  • не подразделений энергетиков объектов, буквально «запутанных» словоблудием маркетинга IT-разработчиков;
  • людей и организаций, ответственных за цифровую трансформацию, многие из которых до сих пор считают «искусственный интеллект» переводом на электронные платежи, использованием систем видеонаблюдения или интеграцией в колл-центры программных платформ качества обслуживания.

Т.е. сейчас можно с большой уверенностью предположить, что цифровая трансформация (в том объеме и на плановом технико-технологическом уровне) в ближайшей перспективе «отложена под сукно», хотя ряд объектов «на показ», безусловно, будет переведен на АСУ с прогрессивным программным обеспечением, логическими контроллерами, датчиками, телекоммуникациями и т.п., что сегодня модно называть «цифровой силовой сетью».

Текущие актуальные задачи предприятий в условиях реальных перспектив цифровой трансформации электросетей.


Как уже было отмечено выше, основной проблемой реформ электроэнергетики стала (хотя вернее – была, есть и будет) ограниченность финансовых ресурсов превалирующего большинства промышленных и непромышленных объектов. Даже сама подготовка силовой сети к цифровой трансформации требует значительных финансовых инвестиций, а если покупать «все сразу», то с учетом «лояльной» ценовой политики производителей тиристорных УКРМТ, активных фильтров гармоник, программно-логических контроллеров, серверов, программного обеспечения и т.д., менеджментам предприятий вряд ли помогло бы даже успешное ограбление банка. Defacto многие предприятия сегодня просто выживают на грани технического дефолта, а потому любые мероприятия по модернизации электросети для них критически накладные и особенно в условиях «национального тренда» роста цен на энергоресурсы и прогнозируемого Комитетом ТПП РФ баланса на фоне дефицита.

Вместе с тем, безусловными являются финансовые выгоды для любого предприятия, как при компенсации реактивной мощности на фундаментальной частоте, так и нивелировании гармоник на нефундаментальных частотах. Причем решить проблемы эмиссии, трансмиссии гармоник, как и блокирования перетока реактивной мощности можно достаточно недорогими техническими средствами с небольшими сроками окупаемости, превентивно рассчитываемыми по довольно простым и понятным формулам.

Есть ли смысл «тонуть» дальше, или попытаться «выплыть на поверхность» - по факту субъективное дело каждого владельца предприятия, однако стоит понимать, что в ближайшей и среднесрочной перспективе финансовые проблемы будут только усугубляться, а экономия за счет энергосбережения была и остается буквально «спасательным кругом» для предприятий и особенно энергоемких с большими объемами потребления электроэнергии.


 594   20.08.2021
Если голосом проще!
Менеджеры готовы принять заявку. Телефоны:
8(800) 707-05-88
(многоканальный)
+7(916) 227-27-07
(WhatsApp)
Если проще написать!
В заявке укажите какая продукция Вас интересует.
Оставить заявку

Ждем Вас в гости!
Согласуйте время и приезжайте в наши офисы для получения технических консультаций
перейти к контактам